Несколько слов о “дискретных” и “интегрированных” видеокартах ноутбуков и о увеличении памяти видеокарты.

В теме об апгрейде видеокарт постоянно возникает один и тот же вопрос от людей, которые купили ноутбук “поиграть”, но которых производительность его в новых играх не устраивает, что-то типа “я же за него 1000 долларов заплатил вах-вах-вах”. Ребята, я рад, что уровень вашего благосостояния позволяет покупать ноутбуки подороже, но с чего бы цена должна говорить о производительности в играх- этого мне не понять, видимо, никогда. Это не  показатель. На цифры надо смотреть, на тесты, на то, как интересующая вас видеокарта/процессор показывают себя в играх-тогда неожиданностей будет поменьше. Ноутбук-это прежде всего ноутбук, со всеми его ограничениями. Не зря игровые ноуты Alienware стоят в нормальной комплектации около 2 тыс. USD, и это у них там, где цены всегда ниже. Это совершенно не значит, что ноутбук дешевле для игр не подходит, но а)”аппетиты” на количество кадров в игре и качество графики у всех разные и б)большая часть проблем с тем,что “игра плохо работает”, упирается просто в неумение настроить игру/операционку/драйвер.

Поэтому- приведу тут свой немного расширенный ответ на вопрос одного из пользователей, которого “плохая компания acer” обманула, продав ему ноутбук, который “в играх тормозит” потому, что у него памяти видеокарты “всего-то” гигабайт. Как мне кажется, я достаточно понятно описал тут основные различия и основные заблуждения по поводу видеокарт и их памяти, которыми так любят пользоваться продавцы, рекламирующих “целых два гигабайта видеопамяти-все игры летают!”.

Заодно разберёмся с вопросом "Что такое TurboCache" и "что такое HyperMemory"
Видеокарты в ноутбуках делятся на "дискретные" и "интегрированные" не по признаку "снимается-не снимается", а по наличию собственной памяти большого объёма. Видеокарта (видеочип) может быть распаяна на материнке, являться её частью - она всё равно будет дискретная, если имеет свою собственную память. Я не совсем согласен с этими названиями-определениями, т.к. с чисто языковых позиций они запутывают не знакомых с электроникой людей, но с позиций электроники- они верны: “дискретный”-это противопоставление “интегральный”, оно обозначает раздельность.

Объём памяти для видео ноутбука на практике НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ, имеет значение её тип (ddr2,dd3,gddr5). На примере любимой мной (хоть и устаревшей) 9600mgt - видеокарта с 512mb ddr3 своей памяти быстрее минимум на 20%, чем 9600mgt с 1gb ddr2 своей памяти. Существенная разница, которая при разных типах используемой памяти присутствует во всех видеокартах, в т.ч. для настольных компьютеров. Все нормальные (“нормальные”-это уже те,что позволяют играть в сравнительно нестарые и графически не слабые по уровню игры) дискретки имеют объём своей памяти 512мб-1гб, и этого поуши хватает для всех игр, т.к. не память просчитывает и выводит картинку, а видеочип. Если видеочип слаб-хоть 123416235 гигабайтами памяти его закорми, он быстрее не станет. Это тот пункт, который любят рекламировать продавцы: “благодаря мощной 1 ГБ видеокарте…блаблабла…самые новые игры”. Бред. Сравнение простое: чип-это ваша скорость считать, память-это ваше умение запоминать стихи (ну или знаки числа Пи после запятой). От того, сколько километров стихов и рассказов (или знаков после запятой в числе Пи) вы выучите наизусть, перемножать трёхзначные числа в уме лучше вы не станете. На настольных видеокартах ситуация отличается, там карты значительно мощнее, и обрабатывают поток поступающих данных быстрее. Объём видеопамяти может играть роль для программ вроде AdobePremiere, умеющей использовать CUDA и требующей не менее 768мб "родной" видеопамяти, но различие между тем, как использует память эта программа и игры- просто гигантское. В новых мощных видокартах ещё более интересная ситуация- например, видеокарта NVIDIA GeForce GTX 560M с 1.5ГБ видеопамяти немного быстрее, чем та же самая видеокарта, но с 3Гб своей видеопамяти того же типа.

В дополнение к собственной видеопамяти видеочипу может быть выделена часть оперативной памяти. Называется эта технология "Shared Memory" ("разделяемая память"), у nVidia это торговый знак "TurboCache", у ATI -"HyperMemory", по сути это абсолютно одно и то же. Такая технология придумана с целью удешевления стоимости видеокарты. Такое выделение а)НЕ ДОБАВИТ к скорости игры ни единого кадра в секунду (ещё раз-это ноутбук, не десктоп, там эта технология более действенна в плане производительности) и б)объём его зависит от кол-ва установленной оперативки. Как пример- 9600mgt может "взять" дополнительно от оперативки ещё 1700 мегабайт, увеличив объём доступной карте памяти до 2.3гб, но только в случае, когда в системе стоит 4гб или больше оперативки. Если меньше-будет отдано меньше, при 3гб-отдаётся 1200 мегабайт. Аналогично с любым новым видеочипом - если на наклейке на вашем ноутбуке или в описании написано что-то вроде "up to 1700mb video memory", то это всего лишь значит, что может быть выделено до 1700mb , при соблюдении условий о том, что стоит необходимое количество оперативки (обычно это максимум для модели) и эта видеопамять приложению действительно нужна. Например, для GF520- средненькой видеокарты, которая слабее упомянутой выше 9600 - на наклеечке значится "NVidia GeForce 520 up to 3819MB". Почти 4-ре гигабайта видеопамяти! Да на ней всё летать будет, а десктопные карты со своим гигабайтом- отдыхают в сторонке! Фиг там - маркетинг с красивой цифрой. При этом не забывайте, что оперативка гораздо медленнее видеопамяти, именно потому такое "добавление" -чисто номинальное. Процесс выделения-автоматический, повлиять на него нельзя, и даже если бы и можно было-как я уже сказал, быстрее от этого игры работать не станут.


Видеокарты ноутбуков НЕ РАВНЫ по производительности своим настольным аналогам с теми же цифрами (серией), мобильные видеокарты классом ниже. Как пример, опять же, 9600mgt -это аналог настольной 9500. И такая ситуация с абсолютно всеми мобильными видеокартами –мобильные карты всегда слабее примерно на уровень, это плата за их мелкоформатное исполнение, борьба с температурой, и просто -реклама и маркетинг, когда надо указать цифру покрасивее, как и "объём памяти видеокарты до 2.5 гигабайт".

Учитесь настраивать игры, операционку, драйвер! От этого многое зависит. Под “настройкой” совершенно не понимается отключение “лишних” сервисов windows, это-то как раз абсолютно ничего не даст,кроме проблем в дальнейшем. Отключайте все лишние программы на время игры (особенно-антивирусы и антишпионы, фаерволы),  экспериментируйте с настройками производительности в свойствах видеокарты и игры –там всё не так очевидно, как кажется. Так, например, в некоторых играх отключение сглаживания в игре-совершенно не отключает его в настройках видеодрайвера, в результате-картинка не сглаженная, да ещё и тормозит ужасно; подобные же эффекты возможны и на других сочетаниях. Если разрешение матрицы ноута большое ,можно уменьшить его в настройках игры- картинка станет немного не такой чёткой, но работать игра станет быстрее. Убедитесь,что ноутбук не перегревается, сбрасывая частоты-это стандартная функция в любом ноутбуке.

Покупая ноутбук, легко поддаться на красивые слова продавцов и рекламу. У них профессия такая, продавать. Но ведь это вам потом этим пользоваться! Ноутбук- это техника с вполне определённым набором характеристик, почти все их которых можно выразить цифрами (ну разве что дизайн этому не поддаётся). Так если планируется на нём играть – не логично ли сначала посмотреть, на что реально способно такое железо, а не поддаваться на красивые слова о том, что “самые современные игры работают”, когда в реальности речь идёт о какой-нибудь встроенной Intel GMA? Чудес не будет, а завышенные рекламой продажи- везде есть.
И не производитель в этом виноват.
И не продавец.

…и ещё дополнение. После написания этого материала мне задали вопрос: “а зачем же в св-вах некоторых видеокарт в bios-е компьютера есть переключатель объёма видеопамяти, где можно выставить от 32 до 1024 мегабайт или авторежим, если объём на скорость игр не влияет?” . Отвечаю. Самое важное тут-этот параметр изменяется только у интегрированных видеокарт. Этот параметр фактически резервирует из оперативной памяти кусок, который не будет после этого виден системе, и будет отдан только видеокарте. И видеопамять – всё-таки не просто так существует. При небольшой ширине шины данных увеличенный объём памяти позволяет хранить в ней сразу данные с некоторым запасом, а не гонять их по шине туда-сюда. Это всё равно не увеличивает скорость работы видеокарты, но в некоторых случаях позволяет добиться большей плавности картинки и избавиться от других лишних накладных расходов, да и некоторые программ для работы проверяют именно объём видеопамяти. Так же повышенный объём видеопамяти даёт больше возможностей хранить в ней текстуры (и информацию о вершинах, шейдерах, другую графическую информацию), и информацию для вывода картинки в высоких (FullHD и выше) разрешениях, однако в любом случае скорость работы будет упираться в ширину шины передачи данных и мощность видеочипа. Потому-параметр этот большого всё равно значения не имеет, и важен только в случае, когда надо зафиксировать минимальный объём выделяемой видео памяти (для офисных нужд минимального более, чем хватает), получив максимум доступной оперативки для нужд программ и операционки.

Ну и ещё небольшое дополнение. Характеристики современных игр таковы, что они требуют всё большей и большей вычислительной мощности и от процессора, и от видеокарты. В их сис. требованиях к размеру видеопамяти давно поселились цифры, близкие к 1гб и даже выше. Но в любом случае, это никак не противоречит написанному выше: если видеокарта способна справляться с настолько интенсивной графикой, то и объём её памяти, поставленной производителем, будет таким, чтоб удовлетворять её потребности. Это не тот параметр, на который вообще стоит обращать внимание при покупке ноутбука. С настольными компьютерами, повторюсь, ситуация другая.


Увидеть, насколько ваша любимая игра\приложение использует видеочип и память можно наглядно - для того есть инструменты. Один из них я описал вот в этой статье. Так легко будет определить, а действительно ли возможностей вашей видеокарты и её памяти не хватает. А большое сравнение видеокарт в тестах - вот здесь. Нажав там на название карты, увидите её результаты и в разных играх, с указанием FPS.
/i

37 комментариев:

  1. Очень полезная статья. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Познавательно. Можно сказать, ликбез.

    ОтветитьУдалить
  3. Согласен с автором,я тоже об этом подумывал и приходил к такому выводу,только так обстоятельно не мог выразить...)))Тоже самое можно сказать и о двух...четырёх...xxx ядерных процессорах, задумка толковая,но вот стабильность работы таких процессоров,чтобы заставить их как поршневая система двигателя работать,пока оставляет желать лучшего. Есть конечно ряд утилит заточенных под это, но это просто припарка, всё должно быть заложено уже в логической структуре...)))Респект за статью...)))

    ОтветитьУдалить
  4. Ну нет,с процессорами всё сильно по-другому. Многоядерность в процессорах нормально и давно используется,но в основном даёт преимущество на тех программах,которые её могут использовать.Не каждая это умеет,да не каждой и надо.Как пример-ну,например,winrar. Он пакует,используя столько ядер,сколько может задействовать,оптимальный результат достигается при 4х,больше уже нелинейный рост.А распаковывать он (как и любой архиватор) будет только в один поток. Разница между системой с одним ядром и с четырьмя по скорости запаковки-гигантская,реально в 4ре раза.Видеокодирование,аудиокодирование... много применений,которые даже не заметны. На ixbt часто делают сравнительные тесты,последний по athlon-ам,например, вот тут.

    ОтветитьУдалить
  5. скажите пожалуйста, при уменьшении в играх на ноутбуке 17.3 дюймов разрешения с родного 1920x1080 до 1280x720 ухудшение качества изображения будет очень значительным? комфортно ли будет играть?

    ОтветитьУдалить
  6. Формально уменьшение разрешения приводит к размытию картинки-это логично,т.к. приходится на матрицу с физическим разрешением в 1920x1080 "растягивать" картинку 1280x720.На старых ЭЛТ-мониторах было лучше,там на мониторе не было как таковых физических пикселей под определённое разрешение.
    Но это больше вопрос восприятия. Лично мне, например, в некоторых случаях нравится такое "растягивание", оно добавляет игре реализма, чуть размывая картинку. Да, это, конечно, ухудшение, но я не считаю его критичным-хотя у меня, наверное, не очень высокие требования к таким вещам. Так что надо смотреть самостоятельно-кто его знает, может, вам это подойдёт,а может,категорически нет. Заметно-то это будет в любом случае, кроме,разве что,случая,когда разрешение поставлено 960х540 (оно кратное,просто получится,что одна точка отрисовывается квадратом из четырёх,и потому размытости не будет-будет просто больше размер точки).
    1920х1080 на 17 дюймов -я считаю перебором, мелковато для такой диагонали.

    ОтветитьУдалить
  7. Большое спасибо за ответ.

    ОтветитьУдалить
  8. почему 1920 х 1080 на 17 дюймов - перебор, ведь можно с помощью масштабирования настроить необходимый размер шрифта?

    ОтветитьУдалить
  9. На ХР,столь любимов всеми до сих пор, с этим проблемы. А вообще масштабирование-это именно масштабирование, а если в программе место текста чётко определено, например, текстбоксом, то при увеличении масштаба-он легко выйдет за границы текстбокса и пропадёт. Таких (и подобных) примеров множество,часто текст не предназначен для масштабирования.
    Лично для меня минусов в FullHD на такой диагонали больше,чем плюсов, но это же не значит,что для вас должно быть так же.Многим так нравится.

    ОтветитьУдалить
  10. можно ли увеличить объём оперативной памяти в ноутбуке asus n61j и вообще можно ли его модернизировать aldert.bedenko@mail.ru

    ОтветитьУдалить
  11. Александр

    Спаси Вас Бог, очень мало времени на чтение но инфа, а главное поддержка Ваша очень кстати, прочитал бегло. Ещё раз благодарен за то, что вы находите время для нас.

    ОтветитьУдалить
  12. спасибо большое очень интересно

    ОтветитьУдалить
  13. благодаря статье... у меня тянуть стала игра и хорошо так тянет, даже не виснет!
    большое СПАСИБО!!!

    ОтветитьУдалить
  14. Здравствуйте, подскажите пожалуйста, ноут acer 7720g GeForce 8600mGT 512mb, возможна ли замена видео на 1gb? Спасибо

    ОтветитьУдалить
  15. Вы меня немного удивли...стаьтья о чём? о том,что в вашем случае -это бесполезно.Т.е. формально можно найти карточку с 1гб видеопамяти (например,9600mgt ddr2 1gb), и она будет работать, но от этого так уж сильно ничего,в сравнении с вашей нынешней видеокартой,не изменится.В играх,3д приложениях станет получше,но не за счёт памяти,а за счёт более быстрого видеочипа. Ну а в таком случае-лучше брать карту быстрее,этот ноутбук в "списке замен видеокарт" есть.Насколько это оправданно с точки зрения вложенных денег-у каждого по-своему,где уж уалось карту купить.

    2013/4/23 Disqus

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо за ответ, я так понял нужно искать например 9600M GT DDR3 например в списке она совместима с ноутом

    ОтветитьУдалить
  17. Если вам надо,чтоб побыстрее-то да.


    24 апреля 2013 г., 10:59 пользователь Disqus написал:

    ОтветитьУдалить
  18. Здравствуйте, хочу улучшить свой Acer Aspire 7738G. Сейчас на борту Intel Mobile Core 2 Duo T6600 (2x2.2Ghz L2 2MB), как думаете, стоит ли ставить Intel Core 2 Extreme Mobile QX9300 (4x2.53Ghz L2 12MB) ?
    (Цена вопроса в 200 долларах)
    Благодарю за ответ.

    ОтветитьУдалить
  19. Не будет он работать-- формально да, чипсет поддерживает,но на практике для четырёхядерника требуется дополнительная линия питания на слоте,и на ноутбуках, на которые производитель такие процессоры не ставил, эта линия часто не выведена.Хотя именно насчёт вашей модели на все сто я не уверен,но вероятность, что всё именно так, высока.Кроме того,и нагрев у его хорошо так повыше,и система охлаждения с ним справится,но без запаса,"из последних сил".
    01 сент. 2013 г. 15:16 пользователь "Disqus" написал:

    ОтветитьУдалить
  20. Нашёл свою модель ноутбука с 4-ёх ядерной версией процессора. http://www.notebook.ru/notebook/acer-aspire-7738g-904g100bi-7610/
    Значит ли это то, что дополнительная линия питания всё же существует ?
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  21. Это не гарантия-там может быть другая ревизия материнки, под четырехядерники.Так было, например, на 8930. Так что никаких гарантий тут не дать.
    03 сент. 2013 г. 13:47 пользователь "Disqus" написал:

    ОтветитьУдалить
  22. Здравствуйте, у меня на ноутбуке acer aspire 7736ZG 444G32Mi процессор intel T4440, подскажите пожалуйста пойдет ли на него intel i5, если нет посоветуйте какой-нибудь хороший процессор ?

    ОтветитьУдалить
  23. Владислав Гололобов16 марта 2014 г. в 04:44

    ноутбук 5742G acer/ видеокарта NVIDIA GF GT420M 1 Gb... на какую можно апгрейдить?

    ОтветитьУдалить
  24. В 5742 видео не апгрейдится.

    ОтветитьУдалить
  25. доброго время суток!!! У меня старичок АСПИРЕ 5720 можно ли на него поставить видюху максимально мощную?

    ОтветитьУдалить
  26. Что можно поставить - в списке есть. Чудес не будет.


    21 марта 2014 г., 14:39 пользователь Disqus написал:

    ОтветитьУдалить
  27. у меня ноутбук acer aspire 5520-5290 мне подойдет эта видеокарта http://www.aliexpress.com/item/Free-Shipping-G86-631-A2-Chip-G86-631-A2-The-graphics-card-Better-quality-best-service/1642690455.html ?

    ОтветитьУдалить
  28. Здравствуйте. Такая вот проблемка. Из-за чего может fps видео упасть. Раньше в играх было стабильно 60-80. а буквально с месяц или 2 стало не больше 9 подниматься. В чем может быть причина? В саппорте игры пишут то что проблемма в видюхе. Говорят не происходит переключение или она нагревается(скачал программу для определения температуры показывает что температура в видюхе GPU 94 градуса) и от этого падает fps. От нагрева это может произойти?. Видюха GeForce GT 730M. Ноут Acer V3-571G. Проц Intel Core i7 3630QM. Что можете посоветовать?

    ОтветитьУдалить
  29. Попробуйте запускать на 730-ой принудительно, правой на иконке запуска, там меню бцдет для этого.
    Можно попробовать установить драйвера на intel и geforce с сайта acer. Перегрев может к такому привести, но для этого он должен появиться - это же не мгновенно, игра все равно должна запуститься так же, как раньше.

    ОтветитьУдалить
  30. ну по тесту видеокарты, у меня меньше чем за минуту с 65 до 87 температура поднимается. и потом сразу 94 и выше уже не идет, в игре так же,как только в игру захожу,сразу начинает срабатывать кулер.. При загрузке боя fps 160-180.. Бой загрузился и fps 9,на замом низком разрешении и просто флэш кадры идут. Через иконку попробовал, меню там нет такого как вы описываете.

    ОтветитьУдалить
  31. Если игра стартанула на мощной карте-на ней она и будет работать, переключения на intel вот так, в середине пути, не будет.
    Вам есть смысл провести профилактику-смена термопасты, очистка от пыли. Это можно сделать самостоятельно, но для v3 это несколько сложнее, чем просто снять заднюю крышку, а потому - есть смысл обратиться в сервис.

    ОтветитьУдалить
  32. Спасибо за ответ. Попробую сделать так. Я просто подумал видюха накрылась.

    ОтветитьУдалить
  33. Приветствую! Подскажите, позволяет ли асер 6530g заменить его проц Mobile DualCore AMD Turion X2 RM-70, 2021 MHz (10 x 202) на что-то посерьезнее? Оперативку увеличил до 4 гб, поставил ССД, а проц тормозит всю работу и все время работает в районе температуры 80 градусов просто при открытом браузере. Термопасту заменил, но температура не слишком упала.

    ОтветитьУдалить
  34. Роль финансов в гос системе великовата. Как финансовая категория финансы представляют собой валютные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием особых фондов денежных средств в целях обеспечивания критерий расширенного воспроизводства и реализации функций и задач государства. Также деньги выражают финансовые дела по поводу производства, распределения и применения валового внутреннего продукта dividend-center. Фактически они выражают дела по поводу стоимости окончательных товаров и предложений, выработанных резидентами этой государства на ее территории за определенный период времени, и государственного заработка. По содержанию финансы – это своего семейства связывающее звено между созданием и использованием цены валового внутреннего продукта и национального заработка.

    ОтветитьУдалить

Оставьте своё сообщение, я обязательно вам отвечу, даже если и не сразу.Если у вас включен AdBlock, то вы увидите только стандартную форму сообщения, а я не смогу вам ответить, т.к. использую систему комментирования Disquss.